- ЦЕННОСТИ
- (VALUES) Принято различать ценности, считающиеся чем-то постоянным и важным для общества, и установки, которые являются скоротечными и неустойчивыми. Состояние общества зависит не от установок, которые могут часто изменяться, а от более или менее устойчивых ценностей. Согласно Т. Парсонсу, социальный порядок зависит от существования общих, разделяемых ценностей, которые считаются легитимными и обязательными, выступая в качестве стандарта, посредством которого отбираются цели действия. Связь между социальной системой и системой личности достигается посредством интернализации ценностей в процессе социализации. Ценности не могут быть сведены к интересам, биологическим потребностям, социальному классу или объясняться ими. Наиболее существенными критическими замечаниями в отношении такого понимания ценностей являются следующие три: (1) общества существуют вопреки значительным разногласиям относительно ценностей; (2) ценности могут приниматься прагматически, а не нормативно; (3) при таком понимании не принимается в расчет ограничивающее воздействие социальных структур. Понятие ценности имеет совершенно иной смысл в рамках марксистской трудовой теории стоимости, где оно выступает как стоимость, при этом меновая стоимость товара определяется временем труда, затраченного на его производство. См. также: Консенсус; Норма; Прагматическое принятие; Принуждение; Социальный порядок; Установка.
Социологический словарь. — М.: Экономика. Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер. 2004.